1-11. Последние распоряжения и смерть Давида. 12-46. Первые шаги самостоятельного правления Соломона - меры к ограждению неограниченной царской власти. 1. Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный (I:1-4, 15), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона (1 Пар XXIX:20-22). 2. "Путь всей земли" (ср. Нав XIII:14) - неизбежный для всех людей жребий смерти. 2б-3. Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину (Нав I:6-7). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом (Втор XVII:18-19), соблюдая уставы (евр. хуккот) Иеговы, заповеди (мицвот), определения (мишпатим) и постановления (эдот) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот - законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот - законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим - законы об отношении к людям; эдот - законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. Втор VIII:11; Пс CXVIII:5-7 сл. ) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям. 4. Положительное обещание Божие (2 Цар VII:11-16) выражено здесь (как и в 3 Цар VIII:25; IX:5; Иер XXXIII:17) в отрицательной форме. 5-6. Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (8-9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис XXXV:19 сл. ; Втор XIX:6, 12; Нав XX:3, 5, 9), и совершенно обычным явлением жизни (2 Цар XIV:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). - "Ты знаешь, что сделал мне Иоав" (5) - по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, - убиение Авессалома (2 Цар XVIII:14), но скорее здесь - общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2 Цар III:27) и Амессая (2 Цар XX:9-10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: "боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаж. Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). - Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол, LXX: adhV, Vulg. : inferi, слав. ад (ассирийск. Siwan - область за горизонтом): подземная темная область (Иов X:21-22; Притч IX:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс XV:10; Ос XIII:14; Притч V:5; XXIII:14; Ис XXXVIII:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис V:14; Авв II:5: Пс СXL:7; Притч I:12; XXVII:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс VI:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл IX:10). 7. В благодарность галаадитянину Верзеллию за верность и гостеприимство его Давиду во время бегства его от Авессалома (2 Цар XVII:27-29), Давид тогда же, по миновании опасности, обещал ему принять к своему двору сына Верзеллия Кимгама (2 Цар XIX:32-40), и теперь подтверждает то обещание и для других сынов его. 8-9. Воспоминая противоположное к себе отношение при том же случае Семея вениамитянина (2 Цар XVI:13-16) из селения Бахурим (в Вениаминовом колене, близ Иерусалима, по Иосифу Флавию Древн. VII, 9, 7; Евсев. - Иероним, Onomastic. 220), Давид, хотя и поклялся в свое время не убивать его (2 Цар XIX:21), теперь, однако, советует Соломону поступить с ним по государственной мудрости (ср. блаж. Феодорит, вопр. 5). По Иосифу Флавию (Древн. VII, 15, 1), Соломон должен был, по совету Давида, найти благовидную причину, aitian eulogon для умерщвления Семея: это и было сделано Соломоном (ниже, ст. 36-46). 10. "И почил (евр. ишкав, LXX: 'ecoimhse, Vulg. : dormivit) Давид с отцами своими" - о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. Быт XXV:8; XXXV:29, XLIX:23), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он "был погребен в городе Давидовом", т. е. на Сионе (ср. 2 Цар V:7, сн. блаж. Феодорита, вопр. 6; Евсевия - Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу (И. Флав. Иуд. война, V, 4, 1), близ источника Силоама (Неем III:15-16, по И. Флав. , to de mnhma para thV Siloam einai); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (напр., 3 Цар XI:43; XIV:31; XV:8), без сомнения, не все (см. 2 Пар XXVI:23; XXVIII:27; 4 Цар XXI:18, 26). Нынешние так называемые "царские гробницы" (арабск. "Калба шавуа") к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Xриста принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Древн. XX, 4, 3; Иуд. война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183-192). По И. Флавию (Древн. VII, 15, 3, сн. блаж. Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Древн. XIII, 8, 4; Иуд. война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время (Деян II:29); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века - в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами. 11. Продолжительность царствования Давида - 40 лет; не раз указывается в Библии (2 Цар V:4; 1 Пар XXIX:27); в 2 Цар V:5 показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Древн. VII, 15, 2). 12 ст. (ср. 1 Пар XXIX:23) образует переход ко 2-й части главы - о мерах Соломона к укреплению своей власти. 13-25: гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие (I:52), делает новую попытку получить право на престол - путем брака с последней женой Давида Ависагою, - чисто восточная черта царского быта: преемник овладевал гаремом своего предместника (2 Цар III:7; XII:8; XVI:21-22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (22). 15. Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить Вирсавию в свою пользу. 19-20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии - матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида (I:16)); сидение по правую руку царя - знак равенства (Пс CIX:1; И. Флав. Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы - матери царствующего государя, называвшейся гебира, владычица (3 Цар XV:13), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3 Цар XIV:21; XV:2); подобное значение принадлежит теперь султанше - матери правящего сутана - в Турецкой империи. Xодатайство свое за Адонию Вирсавия называет "небольшою просьбою", видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава (сн. I:7). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: "проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву". Напротив LXX: kai autw 'Abiaqar kai autw Iwab etairoV; Vulg. : et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав. : и ему Авиафар и Иоав друг (так и русск. синод. ). Евр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова (etairoV, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева. 23-25. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь (I:52), Соломон клянется (формула клятвы - обычная в Ветхом Завете, Руфь I:17; 1 Цар III:17; XIV:44; XX:13 и др. ), что Адония должен погибнуть. 24. "Устроивший (Иегова) мне дом": династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него (2 Цар VII:12-29). 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (I:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт XXXVII:36) и Вавилонии (4 Цар XXV:8; Дан II:4). О самом убийстве Соломоном брата блаж. Феодорит говорит: "различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата" (Вопр. 7). Удаление Авиафара от первосвященства (26-27 ст. ), равно как и казнь Иоава (28-34 ст. ), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (сн. I:7). Анафов - левитский город в Вениаминовом колене (Нав XXI:18; Ис X:30; Иер I:1 и др. ), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер I:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями - мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) "носил ковчег Владыки Господа пред Давидом" - в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2 Цар XV:24 сл. ), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1 Цар XXII:20 сл. ); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Аронии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, - без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр. лемалле, ст. 27, слав. "якоже сбытися" вполне одинаково по значению с новозаветным "да сбудется", ϊna plhrwqh, Мф I:22 и под. ), - грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (2 Цар III:31-36): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1 Цар XXII:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона - в линию Елеазара (сн. Чис XXV:13; 1 Пар XXIV:5-6). 28. Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии (I:50), в скинии у жертвенника. "Не склонялся на сторону Соломона", имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав. ; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках 70-ти, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор. 29. Краткое сообщение евр. -русск. текста распространено вставкой в 70-ти и слав. т. ; по слав. т. : "и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу..." - прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т. : "и похорони его", LXX: kai qayon aeton, - добавление, может быть, из ст. 31. 31-33. По закону кровомщения (Исх XXI:12-14; Чис XXXV:16-21; Втор XIX:16-21), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2 Цар III:27; XX:10). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (31). 34. (сн. 31). Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (сн. 3 Цар XIV:11; 4 Цар IX:35); во внимание к прежним государственным заслугам Иоаваон был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1 Цар XXV:1). 35. Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону (I:8 сл. ): Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне (напр., см. IV:29-30; V:15-16; VI:33 и др. ); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX-ти и после 46 ст. данной главы. 36-46. По подозрению к Семею (сн. ст. 8-9), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. 2 Цар XIX:19 сл. ), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. - и клятвою: kai qayon aeton, и заклят его, ст. 37, ср. Иосифа Флав. Древн. VIII, 1, 5) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона - восточной границы Иерусалима (2 Цар XV:23; 4 Цар XXIII:4, 6, 12; Иер XXXI:40, ср. Onomastic. 610: теперь - Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Xотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. 1 Цар XXI:11; XXVII:2) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаж. Феодор, вопр. 8). Заключение главы "и утвердилось царство в руках Соломона", т. е. благодаря мерам его, описанным в 23-46 ст., - в переводах LXX, Vulg., слав. -русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы. |
Синодальный перевод текущей главы |