Блаженством будет пользоваться тот, кто боится Господа и крепко любит Его заповеди. Как его самого, так и потомков его, наградит Господь, даст обилие внешних благ, поможет в несчастьях (1-4). Истинный чтитель Господа - милостив к другим, честен в слове, не боится молвы, тверд в вере, и Господь наградит его вечной памятью. Нечестивый, при виде его блаженства, заскрежещет зубами и истает от зависти (5-10). 2. "Сильно будет на земле семя его" - потомство его будет пользоваться прочным благом, так как Господь изливает свои милости обильно и на потомство любящих Его. 3. "Правда его пребывает во век" - или в том смысле, что за праведность предка обильно награждаются и его потомки, т. е. милость Господа обильна и продолжительна, или в том, что праведность награждается вечным блаженством и за гробом. 4. "Тьма" - бедствия. Во время бедствий Господь поможет ему. 5. "Даст твердость словам своим на суде" - давать правдивые свидетельства, которые являются основанием для приговора судей. 6. Истинный праведник никогда не отступает от начал своей жизни, он "непоколебим" во весь век, во всю продолжительность своей жизни. Он будет "в вечной памяти" - память о нем сохранится в потомстве и истории. Можно здесь видеть, как и в 3 ст., указание на вечную близость с Богом, т. е. на вечную жизнь и загробную награду. 7. Он не боится худой молвы, в своей деятельности не прислушивается к суждениям других лиц и к их порицанию. Руководством его жизни служит не отзыв людей, а вечный и неизменный закон Господа, который и неизменяем-то за свою непогрешимость и непреложную высоту, тогда как вкусы и потребности людей, а отсюда и их отзывы, не отличаются постоянством и устойчивостью. 8. Вера в Господа и сознание правоты своей делает его храбрым и не боящимся происков врагов. Он верит, что Господь его защитит. 9. "Он расточил" - обильно помогал всем нуждающимся. - "Рог его вознесется" - его духовное величие, его нравственная сила будет вознесена, непременно будет награждена. 10. "Желание нечестивых погибнет" - стремление нечестивых своими происками повредить праведнику не удастся. Описанный здесь праведник очень подходит к Неемии с его широкой просветительной деятельностью среди возвратившихся из плена евреев, с его благотворительностью, прямотою и теми интригами, которые велись против него при персидском дворе. |
Синодальный перевод текущей главы |