1–2. С самых первых времен существования человека премудрость создавала его благополучие и счастье, а отступления от нее вели к погибели: примеры — Адама, 3. Каина, 4. Ноя, 5. Авраама, 6–8. Лота и содомлян, 9–12. Иакова, 13–14. Иосифа, 15–21. еврейского народа, выводимого из рабства Моисеем, и египтян.
10-ая глава содержит в себе ряд отдельных примеров из древнейшей истории, начиная с Адама и до выхода евреев из Египта, которыми писатель доказывает, что премудрость всегда давала людям блага, а презрение ее влекло за собой печальные последствия. Премудрость является здесь, как руководящая и вспомоществующая божественная сила, как посредница между Богом и Израилем. Однако при этом понятие Божественной и человеческой мудрости писатель часто объединяет до такой степени, что не всегда можно различить, какое из них преобладает; существа дела это не меняет, потому что человеческая мудрость, по мысли писателя происходит от Божественной и в ней имеет свое постоянное основание. Понятие о Божественной Премудрости писателем иногда расширяется до понятия провидения вообще, а мудрость человеческая у него является синонимом благочестия и познания Божественной воли. 1-2. Приводится пример Адама, который называется «первозданным отцом мира». «Отец мира» выражает мысль о том, что Адам был родоначальником всего человечества; прилагательное «первозданный» (VII:1) определяет происхождение первого человека, указывает на историю творения человека (Быт I:26–27 ; II:7–8 ). «…cотворен был один…» Часто объясняют это выражение в том смысле, что только один первый человек был в собственном смысле творением Божиим, поэтому, например, в Ев. Луки он называется (сыном) «Божиим» (III:23, 38 ). Других сотворенных вместе с Адамом или впоследствии людей не было, все остальные люди произошли от Адама. Таким образом, здесь дается мысль о единстве человеческого рода другое толкование более отвечающее контексту речи, то, что сотворенный Адам был один, никакое другое подобное ему существо не могло оказать ему помощи, лишенный человеческого сотрудничества, он был беззащитен, однако первый человек не погиб ибо на страже стояла Божественная Премудрость. «Она… спасала его от собственного его падения» . Приведенные слова писателя книги Премудрости нельзя понимать, как отрицание рассказа кн. Бытия о грехопадении Адама, ибо в других местах своей книги он этот рассказ признает (II:24). Здесь можно видеть ту мысль, что премудрость, воздействуя на первого человека, привела его к раскаянию, которое спасло его от дальнейшего падения. Хотя мнение о раскаянии Адама не встречает для себя подтверждения в кн. Бытия, однако, у раввинов оно встречается нередко и могло быть разделяемо писателем книги Премудрости. «Она дала ему силу владычествовать над всем» . Ср. Быт I:28 . Под премудростью здесь с одинаковым правом можно разуметь в миротворящую Божественную силу (как в 2 ст. IX гл.) и данный человеку, предпочтительно пред всей неразумной природой, разум — необходимое условие его владычествования. 3. Приводится пример Каина (Быт IV:1–17 ст.). показывающий, к чему приводит удаление от премудрости. «…Отступивший от нее неправедный во гневе своем…» Гнев, зависть, злоба — чувства несовместимые с премудростью (VI:25; Иак III:14–15 ), поэтому, кто предается им, тот отступает от нее, — как отступил от премудрости Каин. «…Погиб от братоубийственной ярости» . В книге Бытия говорится, что наказанием за братоубийство Каину была не смерть (IV:15 ), а изгнание и скитальничество. Позднейшее раввинское предание говорит, что Каин погиб от несчастного случая во время охоты, и в этом раввины видят Божественный суд за его братоубийство. Если не видеть в приведенных словах воспроизведение указанного раввинского предания, то следует их понимать в духовном смысле, именно: злоба, с которой Каин восстал на своего брата, терзала потом внутренне его самого. 4. Пример Ноя. Быт VI:11–VIII:19 ст. «Ради его потопляемую землю…» Писатель устанавливает связь между делом Каина и потопом. В каком виде ему представляется эта связь, он определенно не указывает; может быть так, что злоба Каина, в его потомстве все более и более развивавшаяся, привела к тому всеобщему развращению людей, которое послужило причиной потопа (Быт VI:1–7 ). «…сохранив праведника посредством малого дерева» . Предикат δίκαιος (= праведник) здесь означает Ноя, в 5 ст. — Авраама, в — Лота, в — Иакова, в — Иосифа и в 20 ст., XII:9; XVI:23; XVIII:20 — весь израильский народ. Эта особенность, что писатель рассказывая о библейских событиях, не называет по имени лиц, говорит о том, что он предполагал в своих читателях хорошее знакомство с библейским повествованием следовательно назначал свою книгу прежде всего читателям из евреев. Цель такого приема — выдвинуть на первый план идею, иллюстрируемую историческими фактами, и не отвлекать внимание читателя историческими подробностями. Выражение «посредством малого дерева», очевидно, означает у писателя ковчег (ср. XIV ст.), в котором спасся Ной (Быт VI:14 ). Вероятно, писатель хотел этими словами выразить ту мысль, что ковчег, несмотря на его величину, все же был ничтожен в сравнении с черезвычайным потопом и потому без высшей помощи Божией Ной спастись не мог. Его, как и всю землю, «славила премудрость», Божественное Провидение, ср. XIV:3 и 5 ст. 5. Пример Авраама. Мысль у писателя такая: как ни трудно было найти праведника среди всеобщего развращения, премудрость нашла его в лице Авраама, и не только нашла, но и «соблюла его неукоризненным пред Богом» . О всеобщем развращении народов во времена Авраама кн. Бытия нам ничего не рассказывает, но из факта всеобщего господства идолопоклонства в то время (Нав XXIV:2 ) писатель мог вывести мысль о всеобщей нравственной распущенности, как естественном следствии (ср. XIV:21–31 ст.). «…Сохранила мужественным в жалости к сыну» . Здесь, очевидно, намек на рассказ XXII гл. кн. Бытия об искушении Авраама повелением Божиим принести в жертву Исаака. Авраам сохранил мужество (одну из главных добродетелей мудрости, см. VIII:7) в этом испытании, не поддавшись естественному чувству жалости к сыну. 6-8. Спасение Лота премудростью. Страшный пример наказания за нечестие жителей Пентаполя. См. Быт XIX гл., ср. 2 Пет II:7 . «…избежал огня, нисшедшего на пять городов» . О гибели Содома и Гоморры см. объяснительное замечание к 24–25 ст. XIX гл. кн. Бытия. (Толковая Библия т. 1 с. 124). Города, составлявшие Пентаполь, перечислены в XIV гл. 2 ст. кн. Бытия, именно: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Писатель кн. Премудрости не точно говорит здесь о гибели «пяти городов», так как по книге Бытия XIX гл. и Втор XXIX:23, погибли только первые четыре города, а Сигор остался целым. (См. Ис XV:5 ; Иер XLVIII:34 ). «…от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля…» Говорится о состоянии долины Сиддим после содомской катастрофы. Писатель ничего не говорит о соленом море, которое, по общепринятому мнению (Быт XIV:3 ), последствие происшедшего понижения почвы, затопило долину Сиддим; по его свидетельству на месте погибших пяти городов осталась дымящаяся пустыня. Это показание кн. Премудрости Соломона находится в согласии с 28 ст. XIX кн. Бытия, передающем о том, что видел Авраам, когда наблюдал над местом катастрофы; согласны с кн. Премудрости Соломона и древние писатели (напр., Филон . De vita Mos. II с. 143. De Abraham, с. 21). По их мнению, долина Сиддим представляла дымящуюся пустыню вследствие вулканического свойства и смолисто-серного состава почвы. «…растения, не в свое время приносящие плоды…» Предполагают, речь идет о том, что в долине Сиддим, вследствие вулканического состояния почвы, плоды созревали раньше обычного времени, причем они не успевали вполне развиваться и от сильного зноя высыхали. Может быть, писатель говорит здесь о так называемом содомском яблоке, которое, по обычному представлению, имело красивый, румяный вид, но когда его раздавливали, разлеталось в черную пыль. Об этом плоде говорят древние писатели (Иосиф. Фл. Иудейская война, IV, стр. 300; Тацит. История:V:7). «…памятником неверной души — стоящий соляной столб» . Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота (Быт XIX:26 ). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор XXIX:23 ; Ис I:9 ; XIII:19 ; XXIII:14 ; Иер XLIX:18 ; L:40 ; Иез XVI:49–50 ; Ос XI:8 ; Мф Х:15 ; XI:23 ; Рим IX:29 ; 2 Пет II:6 . 8. Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра» . Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель. 9. В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. 10-11. Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» — указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию (Быт XXVII:43 ). «…показала ему Царство Божие» . Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы (Быт XXVIII:12–13, 17 ). «Царство Божие» — мир ангельский. «…даровала ему познание святых…», т. е. ангелов (ср. V:5), или вообще сверхчувственного мира (IX:10, Притч XXX:3 ); «…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его» . Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался (Быт XXXI:39–42 ). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его» ) и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него (Быт XXX:43 ; XXXI:7 ). В этом Иаков видел дело Божие (Быт XXXI:9–12 ), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. VII:11 ст.). 12. Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном (Быт XXXI:23 ) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава (Быт XXXII:7–8 ); «…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом (Быт XXXII:24, 28, 30 ; Ос XII:3–4 ). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия . 13-14. Пример Иосифа, «проданного праведника» (Быт XXXVII:25–28 ), которого премудрость «спасла от греха», разумеется искупление жены Потифара (Быт XXXIX:7–12 ). — «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья (Быт XXXVII:22 ) и из египетской тюрьмы (Быт XXXIX:20–21 ); «принесла ему скипетр царства…» — ср. Быт XLI:39–40 . «…Показала лжецами обвинявших его…» — разумеется клевета жены Потифара (Быт XXXIX:14–18 ); «даровала ему вечную славу…» — бессмертную память в потомстве (ср. IV:1; VIII:13). 15-21. В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства. 15. Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта (Иез XX:8 ; XXIII:3 ). Непостоянство в религии склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение (Исх XIX:5–6 ; Втор XXVI:18–19 ). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией. 16. (Премудрость) «вошла в душу служителя Господня…» Речь о Моисее, который таким именем называется еще в послании к Евр III:5 . Входя в душу Моисея, Премудрость исполняет одну из своих задач: «переходя из рода в род, в святые души, приготовлять друзей Божиих и пророков» (VII:27). «…противостала страшным царям чудесами и знамениями» . Говорится о казнях египетских, которыми премудрость освободила евреев из рабства (Исх VII:10 и д. ; XI; XII:29–30 ). О премудрости, как силе чудодейственной, устрашающей тиранов, писатель говорил выше (VIII:8). 17. «Она воздала святым награду за труды их» . Несомненно, писатель разумеет здесь ту подробность при исходе евреев из Египта, о которой говорится в книге Исх III:22 ; XII:35 . Растерявшиеся от горя египтяне отдавали уходившим евреям драгоценную посуду, одежды, и евреи «обобрали египтян»; но, обирая египтян, они получали лишь награду за свой долгий бесплатный труд на них, поэтому и в этом событии писатель видит действие премудрости. «…днем была им покровом, а ночью звездным светом» . Указание на облачно-огненный столп, который вел евреев в пустыне. Столп «служил покровом», т. е. защитой от палящего солнца (см. XVIII:3). 18. Ср. XIX:7; Исх XIV:21–25 . 19. См. Исх XIV:26–30 . 20. «…праведные завладели доспехами нечестивых» . Подробность, не указанная в кн. Исход, но весьма естественная: трупы утонувших египтян прибивало к берегу и евреи брали их оружие; «…воспели святое имя Твое, Господи…» Разумеется та благодарственная песнь, которую евреи воспели по переходе через Чермное море (Исх XV гл.). 21. ст. «…премудрость отвергла уста немых и сделала внятными языки младенцев» . В этих словах видят намек на Моисея, который был косноязычен (Исх IV:10 ; VI:12 ), и, однако, вместе с народом восхвалял Бога, и был, по мысли писателя, составителем воспетой хвалебной песни (Исх XV гл.). Множественное число употреблено здесь, как и в, 16 ст. для усиления мысли. |
Синодальный перевод текущей главы |